Как выбрать штатив для съемки?

19.05.2021 | Лайфхак | Просмотры: 99

Правильный выбор штатива столь же важен, как и выбор фотоаппарата. Лучше не экономить на качестве штатива и выбирать самый легкий и устойчивый. 

Вместе с тем дешевле вам обойдется покупка штатива менее «раскрученных» марок, чем хорошо известные на рынке Manfrotto и Gitzo. Например, есть неплохие «ноги» от Velbon, очень достойные китайские штативы Benro. Для съемки в полевых условиях нужны легкие треноги, способные выдерживать большую нагрузку. К таковым относятся штативы из карбона (углепластик) и базальта (вулканическая порода). 

Оба варианта ощутимо легче, чем алюминиевые треноги, — на 20–50 процентов. Можно обратить внимание на деревянные штативы, выпускаемые немецкой фирмой Berlebach (berlebach.de). Конечно, это не самые компактные варианты. Но есть у них и достоинства. Дерево отлично гасит вибрации, не боится лютого мороза. Не говоря уж об эстетической стороне… 

Но бывают очень специфические задачи, когда стандартный штатив совершенно не подходит. Для примера возьмем сьемку на натуре, когда камера должна быть расположена в диком лесу и при этом фотографировать каждые 5 минут в течении 3-5 месяцев. Для этого нужно не только выбрать хорошую камеру с очень ёмким аккумулятором, но и самому придумать оригинальный держатель для неё, который выдержит любые погодные условия - Вам придется вооружиться сварочным аппаратом и создать конструкцию, непохожую ни на один из существующих штативов. Для этих целей подойдёт электромуфтовый сварочный аппарат, хоть он и применяется для монтажа труб при помощи фитингов с закладным электронагревателем, но в нашем случае это будет только в плюс. Надежную электромуфтовую сварку в ingplast.ru заказать достаточно просто, а так же Вы сможете выбрать тот аппарат, который вам подойдёт для создания объекта из труб, который будет держать Вашу камеру сколь угодно долго и защитит её не только от любых погодных условий, но и от рук хищного зверя. 

Помимо штатива, потребуется устройство, отвечающее за положение камеры в пространстве, — штативная голова. Голова крепится на штатив посредством стандартной резьбы — 3/8 либо 1/4. Наиболее распространены две разновидности штативных голов — шаровые и 3D. Шаровые головы более удобны в оперативных видах съемки, так как их конструкция позволяет быстро изменить положение камеры, отжав всего один фиксирующий рычаг. В то же время такие головы обычно менее надежны: в конструкцию «шара» неизбежно попадают грязь и песчинки. 

С точки зрения пейзажной съемки, единственный плюс шаровых голов — их компактность. 

В 3D-головах установка камеры производится посредством нескольких ручек, каждую из которых необходимо зафиксировать в нужном положении. Преимуществом 3D-голов является прецизионная точность позиционирования камеры. 

Наибольший интерес представляют 3D-головы с зубчатой передачей (Geared Head), в которых ручка установки камеры одновременно выполняет роль фиксатора. В отечественных магазинах такие головы представлены серией Manfrotto 405/410/460. Высота штатива не столь важна, как в портретной фотографии, где часто практикуется съемка с высокой точки. 

Лучше иметь приземистый, но крепкий штатив, чем высокий, но хлипкий. Однако следует учитывать, что высота камеры влияет на композиционное построение кадра: чем ниже камера, тем ниже линия горизонта. Низкую точку съемки используют в таких пейзажах, где основным элементом изображения является небо. При съемке с высокой точки изменяется характер передачи пространства. 

Высокая точка съемки позволяет показать большую протяженность объекта съемки в глубину. Безусловно, положение линии горизонта можно менять более простым путем — наклоняя объектив вверх или вниз. Но и здесь есть подводные камни. Наклон камеры по вертикальной оси чреват эффектом сходящихся линий. 

Следует избегать его, если в кадре присутствуют высокие деревья или здания. Компенсировать перспективные искажения позволяют камеры с подвижками (как правило, форматные или среднеформатные), а также специальные шифт-объективы. Другая основная характеристика штатива — предельная нагрузка. 

Тренога должна быть выбрана с учетом веса камеры и съемной головы штатива. Нет смысла брать с собой тяжелый штатив, если вы владелец Ricoh GR II Digital, Sigma DP1 или пленочного Contax G2. И все же штатив должен иметь «запас прочности». В полевых условиях значение имеет не только вес, но и парусность камеры: чем сильнее дует ветер, тем большая нагрузка (в килограммах) действует на штатив. Желательно, чтобы допустимая нагрузка примерно вдвое превосходила нагрузку реальную, которая складывается из массы камеры и штативной головы. 

Неплохо, если в комплекте идут насадки-шипы, позволяющие жестко зафиксировать треногу на земле или другой поверхности. Кроме штатива, для достижения максимальной резкости владельцам зеркальных камер можно рекомендовать режим предварительного подъема зеркала — mirror lock-up: он позволяет избежать микросмаза, возникающего вследствие работы зеркала (актуально на выдержках длиннее 1/30).